Научная статья на тему 'Проблема подготовки старшихшкольников к выбору профессии в условиях профильного обучения'

Проблема подготовки старшихшкольников к выбору профессии в условиях профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мильситова Светлана Владимировна

В статье раскрываются основные проблемы подготовки учащихся к выбору профессии в условиях профильного обучения современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SENIOR PUPILS PREPARING TO PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE CONDITIONS OF PROFILE EDUCATION

The article deals with the main problems of schoolchildren preparation to the choice of profession in the conditions of profile education in modern school.

Текст научной работы на тему «Проблема подготовки старшихшкольников к выбору профессии в условиях профильного обучения»

Подводя итог, следует подчеркнуть, что современная школа нуждается в реализации воспитания через включение разных учебных курсов, которые могут называться «культурный текст как средство воспитания школьников», «мифологическая метафора как средство социализации личности младшего школьника», «воспитание на основе античной мифологии», «русская народная сказка как средство воспитания», «славянская мифология для школьников», «фольклор как средство воспитания» и пр.

Сквозная тематика программы каждого курса должна способствовать освоению школьниками таких философско-мировоззренческих проблем, как космогонические представления народа, место человека во Вселенной, важнейшие этапы жизни человека, смысл жизни, устройство жизни, взаимоотношения людей, семейно-бытовые темы, храм души человеческой, ментальная экология, биологические, биоэтические и социальные связи.

Что касается содержательных аспектов названных курсов, то их доминантой, на наш взгляд, должно быть формирование начальной философской культуры учащихся, в котором стратегически важное положение следует отводить языку. Соответственно структурирование содержания должно осуществляться в условиях реализации интегративных процессов, максимально ориентированных на герменевтику через понятия «текст», «смысл», «семантика», «языковая рефлексия», «культурный опыт», «социальное действие». Опора на герменевтический метод и грамотное использование многомерного герменевтического толкования смыслов культурного текста с позиций ментального освоения сегодняшних реалий помогут педагогу в процессе воспитания воспроизводить и передавать новому поколению «ядро» мировой и отечественной культуры как залог сохранения человечества и живой природы.

Литература

1. Елизова Е.А. Гуманитарное образование: опыт философского осмысления. - Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева, 2009. - 224 с.

2. Елизова Е.А., Фролова Н.Г. Гуманитарные смыслы воспитания: язык, дискурс, текст. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева, 2010. - 206 с.

3. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах: Справ. пособие. - М.: Щит, 1999. - 406 с.

4. Мень А.В. К истории русской православной библеистики // Богословские труды. - М.: Слово, 1987. - Т. 28. - 281 с.

5. Мифы в искусстве (по Рене Менару). - М.: Современник, 1996. - 271 с.

6. Философский словарь. - М.: Политическая литература, 1981. - 445 с.

7. Фролова Н. Г. Социально-философские аспекты герменевтики в современном образовании: дис. ... канд. филос. наук. - Красноярск, 2001. - 147 с.

8. Фролова Н.Г., Фролов М.Г. Латынь вокруг нас. Греко-латинские словообразовательные элементы в русском языке: спец. учеб. словарь. 4-е изд., испр., доп. - Красноярск, 2007. - 192 с.

9. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

10. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам ХХ века: для студ. и асп. гуманит. спец. вузов. - М.:

Флинта, 1998. - 272 с.

11. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. - М., 1990. - С. 321-378.

Елизова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. E-mail: [email protected]

Elizova Elena Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of professional pedagogy, V.P. Astafyev Krasnoyarsk State Pedagogical University.

УДК 373.047

С.В. Мильситова

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрываются основные проблемы подготовки учащихся к выбору профессии в условиях профильного обучения современной школы.

Ключевые слова: выбор профессии, профильное обучение, направленность профессиональной деятельности.

2011/1

S V Mi/’sitova

THE PROBLEM OF SENIOR PUPILS PREPARING TO PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE CONDITIONS OF PROFILE EDUCATION

The article deals with the main problems of schoolchildren préparation to the choice of profession in the conditions of profile éducation in modern school.

Keywords: professional self-determination, profile education, professional activities.

Демократические реформы в обществе создали условия для проведения модернизации образования и перехода к наиболее современному направлению в образовании - профилированию, которое способствует подготовке старших школьников к выбору профессии. Как известно, в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» одним из приоритетных направлений образовательной политики государства определено создание системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы.

Однако современная российская система образования весьма слабо ориентирована на выбор старшими школьниками профессии, не позволяет им составить представления обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации для построения профессиональных планов.

Чтобы старшие школьники могли выбрать профессию, они должны четко ставить цели, которые хотели бы реализовать в жизни, иметь гражданскую позицию и нравственные убеждения, обладать знаниями о себе, о мире профессий, личностными качествами, позволяющими совершить осознанный выбор профессии. Однако они испытывают значительные трудности в решении проблемы своего жизненного и профессионального будущего. В связи с этим особой проблемой для педагогов становится подготовка учащихся к осознанному выбору профиля обучения в старших классах и профессии в процессе модернизации системы образования.

Подготовка старших школьников к выбору профессии в России традиционно осуществляется в ходе специально организованной деятельности - профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация должна быть направлена как на активизацию психологических ресурсов личности, так и овладение старшими школьниками системой знаний о профессии, условиях труда для того, чтобы человек в полной мере реализовал себя в будущем. От успешности решения задач профессиональной ориентации, заключающихся в информированности учащихся о мире профессий и сфере предполагаемой профессиональной деятельности, зависит успешность подготовки старших школьников к выбору профессии.

Молодым людям приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, ведь в основе отношения к профессии лежит чужой опыт. Кроме того, им нужно объективно оценить свои возможности - способности, склонности, уровень учебной подготовки, здоровье, материальное благополучие.

Мы считаем подготовку к выбору профессии неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности. А поэтому полагаем, что данный процесс следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой воспитательно-образовательного процесса. Иначе говоря, профориентация является важным моментом в развитии каждого человека.

Процесс подготовки школьников к выбору профессии сложный, противоречивый и длительный. На современном этапе модернизации образования он охватывает временной период, начинающийся в восьмом и заканчивающийся в одиннадцатом классе. Это связано с тем, что для того чтобы школьники могли выбрать профессию, они должны четко ставить цели, которые хотели бы реализовать в жизни, иметь гражданскую совесть и нравственные убеждения, обладать знаниями о себе, своем регионе, о мире профессий, личностными качествами, позволяющими совершить осознанный выбор. Однако они испытывают значительные трудности в решении проблемы своего жизненного и профессионального будущего. Проведенное нами исследование показало, что они чаще всего не только не имеют представления о возможных сферах деятельности человека, но и не представляют, в какой сфере деятельности в будущем хотели бы работать.

Рассматривая подготовку учащихся к выбору профессии, мы изучали профессиональные намерения учащихся 8-11 классов. По результатам опроса мы установили, что подростки - учащиеся 8-9

классов испытывают затруднения в определении своих жизненных целей и профессиональных перспектив. Из опыта работы с учащимися мы можем сказать, что у большинства изученных нами подростков отсутствуют знания о мире профессий, о самом себе, о потребностях своего региона в тех или иных профессиях и перспективах его развития; недостаточно развита способность к самопознанию, ответственность, целенаправленность и т.д. Поэтому 37% опрошенных учащихся 8-х классов и 32,4% девятиклассников отмечают, что не определились с выбором профессии.

Очевидно, что выбор профессии подростками основан не на профессиональном интересе или глубоком убеждении, которое является отражением информированности о профессии, функциональных обязанностях, условиях труда и т.д. Младшим подросткам присущ романтизм в силу их возрастных особенностей, поэтому, выбирая предполагаемую профессию, они основывается на впечатлениях от просмотренных фильмов, телепередач, прочтенных книги, других средств массовой информации или рассказов сверстников, представителей референтных групп и др.

Старшие школьники (10-11 классы) более реалистично подходят к проблеме выбора профессии, соотносят свои возможности и способности с выбираемой профессией, поэтому у старших школьников профессиональные предпочтения более реальны, а выбор профессий - более «узок». У старших школьников появляется более устойчивый интерес к той или иной науке и отрасли знания, которые приводят их к формированию профессиональных намерений и выбору профессии. В целом следует отметить, что для старших школьников значимы профессии, требующие высшего образования. В частности, из числа опрошенных десятиклассников и одиннадцатиклассников не определились с выбором профессии 2,8 и 5,4% соответственно (следует отметить, что эти школьники высказали намерение «получить любое высшее образование»).

Наши исследования подтверждают тот факт, что в современной действительности выбор профессии во многом определяется социально-экономическими условиями. Представления о ценностях в обществе изменились, изменилось и отношение к образованию в целом и естественнонаучному и гуманитарному в частности. Раньше естественнонаучное образование было средством достижения успеха - социального статуса, материального благополучия, престижа. Устроиться на работу специалисту естественнонаучного и технического профиля было проще, чем экономисту, юристу и т.д. Научных работников требовалось гораздо больше, чем юристов и экономистов. Сегодня эта деятельность не приносит материального благополучия, и у молодежи по-прежнему престижным является получение экономических и юридических специальностей.

В начале ХХ1 в. число молодых людей, желающих получить высшее образование, возросло, так как жизненные успехи молодежь связывает с хорошим образованием. Именно поэтому 98% учащихся 8 - 9-х классов выбрали дальнейшее обучение в профильном классе, полагая далее продолжить обучение в вузе. Однако в большинстве своем для выпускников выбор профиля обучения является сложным. Как правило, они не знают, в какой сфере деятельности хотели бы работать. Поскольку школьники еще не готовы к сознательному выбору профиля дальнейшего обучения, выбор за них делают родители: 43,8% родителей полагают, что школьники не могут самостоятельно выбрать профиль обучения, а 25,2% родителей считают, что желание детей совпадает с их.

Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей получения профессионального образования представляют трудную задачу не только для учащихся, но и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многом не совпадают. Однако выбор профессии детьми для родителей очень важен, ведь выбирая профессию, человек зачастую выбирает и уровень жизни, и друзей, и возможность реализовать себя. В ходе исследования выяснилось, что все родители хотят, чтобы у детей было высшее образование, а часть родителей (10%) предусматривает так называемый «запасной» вариант - альтернативные пути получения образования.

О разумной доле прагматизма и адекватном восприятии социально-экономических условий свидетельствует отношение родителей к ценностным ориентациям выбора профессии их детьми. Так, родители хотят, чтобы их дети в будущем имели материальный достаток (73,2%), пользовались уважением людей (38,7%). Родители выбирают несколько ценностных мотивов одновременно. Для 19,4% респондентов важен карьерный рост детей; 45,6% респондентов считают, что стабильность в жизни и

2011/1

любимая работа - важные жизненные и профессиональные мотивы, 9,6% опрошенных выбирают для своих детей и уважение людей, и материальный достаток, и карьерный рост.

От правильности выбора профиля обучения в значительной степени зависит дальнейший выбор профессии старшими школьниками и поэтому большое внимание должно быть уделено специальной подготовке к профильной форме обучения. Ведь выбор профиля обучения должен быть осуществлен старшими подростками осознанно, взвешенно и самостоятельно, исходя из собственных желаний, возможностей, склонностей и потребностей рынка труда. Кроме того, если раньше выпускник основной школы осуществлял выбор между обучением в десятом классе собственной школы и системой начального и среднего профессионального образования, то теперь он должен быть готов к переходу в другую школу. Следует учитывать тот факт, что поменять профиль обучения старшие школьники смогут на этапе обучения в десятом классе полной средней школы. Однако в практике работы школ перемена профиля обучения в десятом классе скорее исключение, чем практика. Обычно старшие школьники определяются с профилем обучения к окончанию девятого класса. Если выбор профиля обучения осуществляется несамостоятельно (по желанию родителей, «заодно» с друзьями) и в процессе обучения в десятом классе старшие школьники осознают, что выбор их неверен, они имеют возможность поменять профиль обучения к концу первого месяца или первой учебной четверти.

Чтобы старшие школьники могли выбрать профессию или направление будущей профессиональной деятельности, они должны четко ставить цели, которые хотели бы реализовать в жизни, иметь гражданскую позицию и нравственные убеждения, обладать знаниями о себе, о мире профессий, профессиях, востребованных в своем регионе, личностными качествами, позволяющими совершить осознанный выбор.

Поэтому мы полагаем, что содержание деятельности по подготовке выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности должно состоять из следующих положений:

- изучения индивидуальных психофизиологических особенностей личности старших подростков; информирования их об этом.

- информирования старших подростков о возможностях получения общего и специального профессионального образования, основах выбора профессии, системе профессионального образования, мире профессий и рынке труда, возможностях получения среднего и высшего профессионального образования, перспективах будущего трудоустройства и карьерного роста в регионе.

- педагогического руководства выбора предполагаемой профессии или направления будущей профессиональной деятельности, проектирования собственных профессиональных планов;

- проведения рефлексивно-аналитических бесед со старшими школьниками с целью диагностики уровня подготовки их к выбору профессии;

- оказания консультативной помощи классным руководителям и педагогам-предметникам по вопросам профильного обучения и в подготовке, и проведении профориентационной работы.

- проведения индивидуальных консультаций по информированию родителей старших школьников по вопросам выбора профиля обучения и будущей направленности профессиональной деятельности их детьми, о их психофизиологических особенностях, их способностях и возможностях. Проведения родительских собраний по вопросам выбора профиля обучения, профессии;

- анализа проведенной работы на педагогических советах по окончании каждого этапа подготовки к профильному обучению (в конце девятого класса).

Для того чтобы школьники могли выбрать профессию и профиль обучения в старших классах, мы разработали, используя методику С.Н. Чистяковой, факультативный курс «Моя профессиональная перспектива». Она позволяет определить требования, которые предъявляются определенной профессией к человеку и специфику выбора профессии. Его назначение - ввести старших подростков в проблему выбора будущей профессии, раскрыть принципы ее выбора, дать общие рекомендации. Программа данного курса включает следующие темы лекционных и семинарских занятий.

Тема 1. Твои возможности. Определение вариантов выбора направления дальнейшего обучения после девятого класса.

Тема 2. Общество, в котором ты живешь. Изменения, происходящие в обществе за последние десятилетия, их отражение в мире профессионального труда. За что я собираюсь получать зарплату? За что меня будут ценить в школе и учреждениях профессионального образования?

Тема 3. Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг. Что происходит с отечественным рынком труда? Профессиональная культура. Мое образование и моя профессия.

И.А. Молодеева. Моделирование клубной работы туристско-краеведческой направленности в учреждении дополнительного образования_____________________________________________________________________________________________________

Тема 4. Пути продолжения образования и получения профессии. Маршруты профессионального успеха в регионе. Виды профессионального образования. Виды учебных заведений профессионального образования. Перспективы профессионального становления в условиях региона. Рынок образовательных услуг.

Тема 5. Притязания человека и профессиональная карьера. Успешная профессиональная карьера человека и его имидж. Составляющие конкурентоспособности и трудоспособности. Профессиональные достижения. Профессиональная элита. Вертикальная и горизонтальная карьера. Профессиональный успех и воля человека. Моя воля.

Тема 6. Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения. Что означает «готовность к принятию решения». Как делается выбор, из каких составляющих складывается выбор человека. Что значит «варианты выбора». Мои способности и мой выбор.

Данный курс дает школьникам представление об общих основах выбора профиля обучения (информационных, психологических, практических), что поможет старшему подростку принять адекватное решение о выборе конкретного профиля и пути дальнейшего образования, а также позволит им сделать выбор сферы будущей профессиональной деятельности. Таким образом, этот курс помогает определить направление в мире профессиональной деятельности. Перед школьниками на фоне широкого спектра проблем профессионального выбора актуализируются вопросы их самореализации через выбор направления дальнейшего образования.

Таким образом, верный выбор профиля обучения помогает школьникам в дальнейшем реализовать свои профессиональные планы, а профильное обучение в старших классах - обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства.

Литература

1. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. - 2004. - №2. - С. 28-33.

2. Касаткина Н.Э., Лысых О.Б. Реализация профильного обучения старших школьников в регионе: проблемы, теоретические основы, пути решения. Ч. I / под науч. ред. Е. Л. Рудневой. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008. - 171 с.

3. Концепция модернизации образования на период до 2010 года // Инновации в образовании. - 2002. - №3. - С. 4-33.

4. Чистякова С.Н. Как помочь выпускнику школы стать конкурентоспособным на рынке труда? // Школа и производство. - 2000. - №5. - С. 2-6.

Мильситова Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета. E-mail: [email protected] .

Mil ’sitova Svetlana Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of interuniversity department of general and high school pedagogy of Kemerovo State University.

УДК 370.153.1

И. А. Молодеева

МОДЕЛИРОВАНИЕ КЛУБНОЙ РАБОТЫ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены некоторые принципы построения экспериментальной модели клубной работы туристско-краеведческой направленности, а также выделены и раскрыты компоненты внутренней и внешней структуры педагогической модели.

Ключевые слова: модель, принципы, клубная работа, свойства, компоненты система, фактор, внешняя и внутренняя среда, синергичность, интегративность.

I.A. Mo/odeeva

MODELING OF CLUBS ACTIVITY ON TOURISM AND LOCAL HISTORY IN INSTITUTION OF SUPPLEMENTARY EDUCATION

The article deals with some key principles of creation experimental model of clubs activity, directed on tourism and local history, components of external and inner structure of pedagogical model are determined and revealed.

Keywords: pedagogical model, principle, clubs activity, features, components, system, factor, external and inner environment, synergizing, integrating.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.